О нас

Миссия

ПроДокторов - делаем информацию о клиниках и врачах прозрачной и понятной для каждого!

Цели и задачи

Целью работы «ПроДокторов» мы видим развитие медицины, ориентированной на пациента. Основой её должны стать эффективная коммуникация врача и пациента, партнёрство между ними и делегирование контроля своего здоровья пациенту. Мы считаем, что роль «ПроДокторов» в развитии пациенториентированной медицины может быть реализована через отзывы пациентов. Причем отзывы пациентов не только дают ценную обратную связь врачам, но и позволяют другим пациентам сделать процесс выбора доктора более осознанным и эффективным.

Достижения

  • 2011 год - первое место в конкурсе «IQ»
  • 2012 год - первое место в конкурсе «Стартап сабантуй»
  • 2013 год - премия «Золотой сайт» в категории «Агрегаторы»
  • 2018 год - первое место в рейтинге Ашманова в категории «Медицина»

История

До 2010 года

В 1995 году будущие основатели ПроДокторов Сергей Федосов и Дмитрий Апалько познакомились в школе №48 Краснодара. Шли годы - дружеские отношения развивались. Дмитрий закончил факультет прикладной математики Кубанского государственного университета и работал программистом в нескольких компаниях, в том числе «Мегафон». Сергей закончил лечебный факультет Кубанского государственного медицинского университета и работал хирургом в Краевой больнице. Примерно в 2008 году Сергей начал думать о сайте отзывов пациентов о врачах. Необходимость такого проекта стала очевидна в момент, когда пациенты просили посоветовать хорошего доктора, а результат направления к профессору мог оказаться хуже, чем к рядовому врачу. Выходом из ситуации должны были стать отзывы пациентов - логично, что если доктор прекрасно коммуницирует с пациентами и уже смог помочь многим из них, то с большой долей вероятности сможет помочь и тем пациентам, кто сейчас болеет и ищет доктора.

2010 год

Идея долго вызревала и только в 2010 году Сергей Федосов обратился к другу Алексею Р., который на тот момент занимался разработкой сайтов на PHP, с предложением сделать сайт с отзывами пациентов о врачах. Алексей не отказал, несколько месяцев что-то делал - в результате появилась главная страница в виде огромного красного креста, на этом всё и закончилось. Затем Сергей пришёл с этим предложением к другому знакомому программисту, но с ним дело не дошло даже до главной страницы, просто потерянные несколько месяцев.

В том же 2010 году Дмитрий Апалько начал интересоваться веб-программированием, сделал первый статичный сайт. А затем стал писать веб-приложение для нужд отдела МегаФона на Django, но очень быстро понял, что это никому не надо в силу бюрократии и других особенностей большой корпорации. Уже тогда у Дмитрия сформировалось мнение, что надо что-то менять в жизни, так как быть специалистом по СУБД Oracle в Краснодаре путь максимум до ведущего программиста, причем не более 10 мест в городе, где в принципе они нужны. Ведь при глобализации весь бизнес (и тем более разработка ПО) стягивается в Москву и Санкт-Петербург. Зная о том, что Сергей горит желанием разрабатывать сайт с отзывами пациентов о врачах, Дмитрий решил - а почему бы и нет, ведь всё равно на чем тренироваться, а так есть возможность сделать что-то полезное.

В итоге было решено начать работу над ПроДокторов.

2011 год

Вокруг выбора названия проекта развернулись нешуточные дебаты, в итоге остановились на предложении Дмитрия - по аналогии с говорящим неймингом по типу ВКонтакте. 8 января 2011 года зарегистрировали домен prodoctorov.ru. Примерно тогда же Дмитрий написал первые строчки кода сайта на языке программирования Python. Разместили новоиспеченный проект на виртуальном хостинге в пределах 100 рублей на komtet.ru.

Быстро стало очевидно, что нужен структурирующий контент - каталоги больниц и врачей. Пользователи сайта не могут оставлять отзывы, если на нем нет списков тех, о ком эти самые отзывы можно оставить. Большая работа в этом направлении не заканчивается на ПроДокторов долгие годы спустя её начала.

Но после появления на сайте структуры в полный рост проявилась классическая проблема «курицы и яйца». Для того, чтобы на ПроДокторов появились пользователи, которые будут писать отзывы, нужны были отзывы. А чтобы появились отзывы - нужны пользователи. Стало очевидно, что нужно вручную приглашать пациентов, что и делалось как в офлайне, так и в онлайне. Неплохо сработало обращение к пользователям региональных форумов с призывом делиться отзывами о врачах и клиниках. Появились первые сотни отзывов, читать которые приходили пользователи, которые писали новые отзывы. Так запустился процесс генерации контента пользователями сайта.

Была и ещё одна проблема - пользователи иногда использовали в отзывах обсценную лексику или оставляли вместо отзывов бессмысленные наборы букв. Пришлось ввести предварительную модерацию, то есть отзыв появлялся на сайте только после того, как Сергей (взявший на себя роль первого модератора) одобрял публикацию. Сначала приходилось модерировать 5-10 отзывов в день, затем их стало 50-100, и сам процесс модерации занимал уже несколько часов каждый день после основной работы. Дмитрий днём работал в Мегафоне, а по вечерам писал код для ПроДокторов. Сергей днём оперировал пациентов, а по вечерам возился с контентом сайта и пытался приглашать новых пользователей на форумах. Стало очевидно, что нужен сотрудник - модератор.

2012 год

Для того, чтобы модератор начал работать требовалось оформить юридическое лицо. В начале мая 2012 года было зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «МедРейтинг». Но где взять деньги, чтобы платить сотруднику зарплату? После некоторых споров выход был найден - надо разместить контекстную рекламу Google и Yandex. Было ясно, что реклама не очень нравится пользователям, но ещё меньше пользователям понравятся неотмодерированные отзывы. Теперь была компания и были небольшие деньги. Поиски увенчались успехом не очень быстро, но по совету знакомых всё-таки удалось найти подходящего человека. В августе 2012 года был составлен первый трудовой договор и в компании появился первый сотрудник - модератор Анна Д. Она до сих пор работает на дому, стала старшим модератором и весьма успешно модерирует отзывы. Также это означало, что начался процесс передачи полномочий от основателей компании, то есть требуются понятные регламенты и процедуры. Итогом стала первая инструкция для модераторов, которая на двух листиках A4 описывала как проверять отзывы, какие можно публиковать, а какие - нельзя.

2013 год

Работы над ПроДокторов продолжались, но шли не очень быстро - сказывалась загрузка Сергея и Дмитрия. Проект вступал в «долину смерти стартапов». Хотелось быстрого роста, а его всё не было. Дмитрий первым сделал прыжок в неизвестность и в сентябре 2013 года уволился из Мегафона, чтобы всё время посвещать ПроДокторов. Как он говорит сам: «Начал пытаться работать дома. Почему пытаться? Потому что дома всегда находятся "более важные дела", потому что постоянно был вынужден приостанавливать разработку, так как не было возможности быстро обсудить варианты с Сергеем». Сергей разобрался в требующихся документах и успешно провёл регистрацию сайта в качестве средства массовой информации - СМИ «ПроДокторов» было зарегистрировано Роскомнадзором 15 ноября 2013 года.

Ещё одной вехой в истории ПроДокторов стала разработка Дмитрием личного кабинета врача и клиники, которые могли зарегистрироваться на ПроДокторов, чтобы отвечать на отзывы.

2014 год

Дмитрий первым понял, что выйти из «долины смерти стартапов» удастся только заметно ускорив все процессы. Добиться этого можно было только в офисе. Контекстная реклама приносила небольшие деньги, которые решили использовать на аренду офиса. В мае 2014 года Дмитрий нашёл первый офис, которым стала комнатушка площадью 20 квадратных метров на мансардном этаже трехэтажного здания на Коммунаров. К счастью, в ней был кондиционер, к несчастью, на этом плюсы и заканчивались.

В первый же день Дмитрий перевез в офис домашний компьютер, стул и небольшой черный стол. Интернет обеспечивал модем Yota через видавший виды WiFi роутер.

Сергей также привез свой компьютер и добыл ещё один у родственников. Чуть позже были куплены 4 офисных стола и удобные стулья из IKEA.

В августе 2014 года произошло весьма примечательное событие. В ПроДокторов пришел первый программист - Андрей Б., который с тех пор успешно работает и принимает активное участие в разработке многих функций сайта.

В сентябре 2014 года Сергей пошел увольняться из больницы (преподавать на кафедре он уже перестал к этому моменту), но... его не отпустили полностью. Оставили работать на полставки ночными дежурствами. Однако, даже эта перемена была позитивным фактором - появилась возможность работать в офисе каждый день!

Также в 2014 году на ПроДокторов впервые появился функционал записи на приём. Таким образом, сайт отзывов стал обогащаться сервисной частью. С одной стороны, это должно было добавить ценность для пользователей (выбрал доктора и сразу же записался на приём). С другой стороны, могло стать интересной бизнес-моделью, а проекту требовалась новая бизнес-модель - на контекстной рекламе далеко не уедешь. Первая запись на приём работала так: пользователь выбирал доктора, оставлял свой номер телефона и имя, а ПроДокторов отправлял в клинику SMS или email с этими данными. Теоретически, клиника должна была позвонить записавшемуся не позже 15 минут, но так происходило не всегда. В дальнейшем это побудило придумывать иные способы записывать пациентов на приём.

2015 год

В марте 2015 года ПроДокторов нашёл себе новый офис площадью 40 квадратных метров на пятом этаже здания на улице Ленина. Это была не мансарда, а полноценная комната!

Процесс поиска сотрудников упростился - с одной стороны, теперь они не пугались странной мансарды, с другой стороны, Сергей был каждый день в офисе и стало проще организовывать собеседования.

В итоге, у нас появился первый сотрудник отдела поддержки пользователей - Екатерина Щ. Это было заметное движение вперёд, так как до этого момента четыре года функции отдела поддержки осуществлял Сергей. Также началось создание регламентов решения проблем пользователей, гарантирующих качество обслуживания.

К этому моменту у ПроДокторов было несколько десятков клиентов, Сергей пытался делать продажи и подключать к сервису записи на приём новые клиники. Продажи он делал неумело, поэтому пришлось придумать технологию продажи с использованием «тест-драйва» - бесплатного тестового периода услуги, которая в дальнейшем себя отлично зарекомендовала и успешно применяется до сих пор.

Появившиеся клиенты-клиники остро поставили вопрос их обслуживания. Привлекать новых клиентов и обслуживать постоянных клиентов одновременно становилось всё сложнее и Сергей начал создавать отдел клиентского сервиса. Основной задачей нового отдела стало обеспечение первоклассного сервиса для клиник-клиентов. Правда, для исключения конфликта интересов новый отдел получил запрет на любые формы работы с отзывами. В дальнейшем исключение конфликта интересов и высокие стандарты клиентоориентированности оказали позитивное влияние на взаимодействие с клиниками-партнерами. В новом офисе Сергей начал собирать корпоративную библиотеку, которая пока легко помещалась на одной из полок офисного шкафа.

2016 год

Продолжалось расширение компании - увеличение штата потребовало больше места и был арендован второй кабинет в том же здании на улице Ленина. Общая площадь двух кабинетов составила 90 квадратных метров, и появилось осознание, что здание, конечно, хорошее, но лифт на пятый этаж не помешал бы.

В феврале 2016 года в ПроДокторов на должность менеджера по продажам пришла работать Марина Т. Она буднично зашла на собеседование в свой день рождения и осталась в компании. Сейчас она является руководителем отдела продаж и не только привлекает новых клиентов, но и обучает новых менеджеров по продажам.

В конце 2016 года была завершена разработка нового способа записи на приём - через выделенный номер телефона. Способ назвали «экспресс-запись», чтобы подчеркнуть, что он лишён основного недостатка «заявки на запись» - медлительности со стороны некоторых клиник. Работала экспресс-запись как прямое телефонное соединение пациента с регистратурой клиники. От создания колл-центра, было решено отказаться, так как посредник между клиникой и пациентом неминуемо должен был ухудшить процесс их коммуникации.

2017 год

В апреле 2017 года ПроДокторов перебрался в бизнес-центр «Кристалл» на улице Северной. 184 квадратных метра с отличным видом из панорамных окон, с лифтом, плиткой на полу и вообще с нормальным ремонтом. Купили более мощное сетевое оборудование (роутер Mikrotik и нормальный коммутатор). Подключили интернет на 18 МБит/c. Жизнь начала налаживаться!

Активно росли отделы клиентского сервиса, поддержки пользователей, контента. В отдел программирования после ВУЗа пришёл перспективный программист Константин Б.

2018 год

В самом начале года ПроДокторов удалось найти энергичного и толкового HR-менеджера - Дарью З., которая оптимизировала процесс поиска талантов и за год в очередной раз удвоила штат компании. Отделы программирования, клиентского сервиса, поддержки пользователей, контента и продаж активно расширялись. Появились также новые сотрудники - юрист и офис-менеджер.

Арендовали ещё одно помещение в БЦ «Кристалл» - 200 квадратных метров на том же 8 этаже, но, к сожалению, отдельно от первого. Между первым и вторым помещениями была студия красоты, которая не сильно помешала развитию, так как разорилась и закрылась, а ПроДокторов арендовал и это помещение, доведя таким образом площадь офиса до 550 квадратных метров.

Исходный офисный в формате опенспейс, а с присоединением новых помещений он разделился на две части - тихую (для программистов и отдела контента) и громкую (для сотрудников, работающих с пользователями). Это оказалось удобным решением и нашло отражение в дальнейшем развитии офисного пространства.

Отдельного упоминания заслуживает специальное помещение, которая заняла корпоративная библиотека. К этому моменту библиотека достигла 500 экземпляров и не желала останавливаться в своём росте.

2019 год

Весна 2019 года ознаменовалась очередным расширением арендуемых в БЦ «Кристалл» площадей. Теперь офис ПроДокторов занимал лучшую половину 8 и лучшую половину 9 этажа. Почему лучшую? Потому что оба офиса имели панорамное остекление и отличный вид на город, плюс море естественного света.

Крупным улучшением бизнес-процессов можно назвать выделение в отдельную структуру отдела расширенной проверки отзывов, который возглавила Алёна С. Основной задачей нового отдела стало улучшение качества отзывов, реализуемое путём взаимодействия с авторами отзывов и проверки наличия документов о посещении клиники.